ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Разделы

 | Главная                                   БРУНЕЛЛЕСКИ

..:Искусство:..

Микеланджело
Брунеллески
Рафаэль Санти
Династия Медичи
Леонардо да Винчи 
Браманте
Джотто
Тициан
Хольбейн М.
А.Дюрер
Л.Кранах Старший
Я.Ван Эйк

..:Техника:..

И.Гутенберг

.:География:.

Великие географические открытия
Христофор Колумб
Г.Мореплаватель
Э.Кортес
Васко да Гама
Америго Веспуччи
Ермак
  .:Философия..
Н. Кузанский
Джордано Бруно
Парацельс
П.Д.Мирандола
Марсилио Фичино

.:Литература:.

Петрарка
Сервантес
Рабле Франсуа
Шекспир

.:Реформы:.

М.Лютер
Э.Роттердамский
Лойола
Кальвин Жан

Флоренция – музей под открытым небом. Кажется, что духом искусства пропитан даже здешний воздух. Он собирается где-то высоко на горе Монтальбано и спускается вниз, устремляясь по узким улочкам города, просачиваясь в тенистые сады Медичи и плотным кольцом смыкаясь над куполом Брунеллески.
Одна из главных достопремичательностей Флоренции - дуомо, кафедральный собор Санта-Мария дель Фьоре, что переводится как Святая Мария цветов. Название это неудивительно, ведь и имя самой Флоренции означает "цветущая".
Собор был заложен в 1296 г., когда стало ясно, что стоявшая здесь церковь Санта-Репарата стало слишком тесной для быстро растущего торгового города. Понятно, что проект нового собора был весьма дорогостоящим, но все же городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы. Строительство оказалось не только дорогим, но и очень долгим. После смерти главного архитектора Дуомо Арнольфо ди Камбио работы были приостановлены почти на тридцать лет. А затем был назначен новый архитектор - великий итальянский художник Джотто. Но Джотто сосредоточил все свои силы на колокольне - кампанилле, которая безусловно получилась очень красивой, но все же не могла заменить собор целиком.
Вскоре главный архитектор снова сменился, и собор более чем через сто лет с момента основания был почти достроен. Но в этом "почти" и заключалась главная загвоздка. У здания не было купола, и построить его казалось невозможным. Тем более что городские власти, несколько утомленные этим долгостроем, отказались финансировать возведение деревянных лесов и подмостков для работы строителей. И тут на сцене появился архитектор Филиппо Брунеллески, который пообещал соответственным образом увенчать дуомо, причем без необходимости возведения строительных лесов. Надо сказать, что многие не верили Брунеллески и сомневались, что такое вообще возможно. Однако заказ на купол он все-таки получил. И начиная с 1420 г. на протяжении пятнадцати лет вся Флоренция с изумлением следила за возведением гигантского купола. Брунеллески не посвящал никого в тайну своего проекта, который оказался гениально прост. Он выстроил два купола - один внутренний из сложенного елочкой кирпича, который и был несущей конструкцией, и другой - внешний, опирающийся на внутренний. Результат получился ошеломляющим. Микеланджело сказал о нем, что очень трудно сделать так же и невозможно сделать лучше. После такого потрясающего успеха Брунеллески, естественно, предложили и дальше работать над созданием собора. Чем он и занимался до самой смерти.
Но собор Санта-Мария дель Фьоре - не единственное детище Брунеллески во Флоренции. Можно сказать, что своим архитектурным обликом Флоренция во многом обязана именно этому архитектору. Еще одно его творение - прекрасная церковь Сан-Лоренцо. Но тут Брунеллески, надо сказать, не дали развернуться. Он хотел создать замечательный городской ансамбль и очистить площадь вокруг Сан-Лоренцо от торговцев, а заодно снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма. Но жители больше ценили комфорт, чем красоту, и отказываться от своих жилищ не собирались. К тому же за них вступился Козимо Старший - негласный властитель Флоренции, и Брунеллески пришлось отказаться от своих грандиозных планов.
Подобная же неудача постигла его при строительстве собора Санто-Спирито. Здесь горожане также отказались поступиться удобством ради красоты Флоренции. И проект, согласно которому Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно, чтобы им восхищались все, приплывающие сюда из других городов, так и не был до конца осуществлен. Брунеллески не успел закончить Санто-Спирито - он скончался.
Зато Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата удалось сделать именно так, как хотелось архитектору. Вся площадь представляет единый ансамбль. Знатоки и ценители архитектуры Возрождения не устают ею восхищаться и называют первым памятником нового стиля, где все дышит красотой, гармонией и покоем. Все так, но не надо забывать о предназначении Воспитательного дома. Он был приютом для детей-сирот. Здесь жили дети, а также монахини, ухаживавшие за сиротами, няньки, прачки и прочая обслуга. На помосте детей выставляли на всеобщее обозрение. И если какой-то сиротка кому приглянется, его можно было забрать и усыновить. Об этой благой цели, для которой строится Воспитательный дом, Брунеллески как-то не подумал. Он создал здание, которое попало в учебники по истории архитектуры, но которое пришлось полностью перестраивать внутри. Потому что проект Брунеллески не предполагал ни помещений для стирки и сушки белья, ни комнат для нянек, ни даже собственно комнат для детей.
Зная то, что мы знаем о Брунеллески, удивляться не приходится. Он всегда стремился поставить гармонию выше сиюминутных человеческих нужд. Это был архитектор, который возводил здания не для людей, а для вечности, забывая о том, что в домах все-таки живут люди.

Главная ]

Сайт управляется системой uCoz