Информация  

На главную

История

География

Праздники

Кухня

Обычаи

Футбол

На экскурсию

Курорты II

Статьи

Виза

Валюта

Шоппинг II

Таможня

Транспорт

 

Интересно



 

 

И т а л и я

Одна из самых удивительных и привлекательных стран Европы,
которая притягивает туристов всего мира!

Вино, стекло и - фото-о-о!

О. Мурано, Италия. Современнная работа
Автор: Фото с сайта vzglyad.ru
галерея

Весеннее обострение московской выставочной жизни началось с открытия итальянской выставки "Культура вина" в Государственном историческом музее на Красной площади. Экспозиция прежде была показана в Риме в церкви св. Ангела, а со святых русских мест началось ее международное турне, которое после Москвы продлится в Сан-Франциско, Хьюстоне и Токио.

История вина, начинаясь с Вакха и Диониса, заканчивается на наших глазах показом – где, как и по каким поводам пьют нынешние итальянцы. Демонстрируются картины художников с XVI века и вплоть до наших почти современников - Де Кирико и Р. Гуттузо, а также античные сосуды, прессы и механизмы для изготовления вина, посуда из венецианского стекла и все такое прочее. То есть именно те предметы и культурные символы, которые превращают питье вина из бытового алкоголизма в утонченное занятие, принадлежащее тысячелетней культуре человечества.

In vino - картина

Начнем с того, что вино - один из краеугольных символов христианства, означающий кровь Христа. На выставке этому посвящена "Тайная вечеря" Валентина де Булонь. Между прочим, в допетровской Руси вино импортировалось исключительно для церковной литургии. Или уж, в крайнем случае, для царских и боярских трапез. Только начиная со времен Петра, с напитком познакомились и более широкие слои общества.

От сюжетов тайной вечери и брака в Кане Галилейской, где Христос превратил воду в вино, художники перешли к светскому изображению пиров, застолий с разговорами под вино как символ жизненной энергии, силы и эроса. Тут кстати вспоминается Вакх. К слову, картина Караваджо "Маленький больной Вакх" из римской галереи Боргезе уже было отправилась в первопрестольную, как вдруг случился скандал. Другая картина Караваджо вернулась в Рим с выставки в Милане в поврежденном состоянии, и по настоянию возмущенной общественности был временно запрещен любой выезд картин Караваджо из Италии. Не судьба была Вакху гульнуть на Красной площади.

В древности культура винопития подразумевала особое таинство - "симпосиум", означавший выпивку после еды, которая, с одной стороны, могла укрепить дружбу достойной беседой, а с другой - магическим образом спутать сознание человека, соединив его с миром иным. Если вдуматься, то и христианская евхаристия - это мистический контакт с Богом, чью кровь пьет участник литургии. Христианство задало вектор распространения вина из Средиземноморья, поскольку ислам считал вино "нечистым напитком" и ставил предел "винной" идентичности христианина. Заодно узнаем, что вино было основой иных напитков, создававшихся путем добавления меда, цветов, специй и разнотравья. Что, говоря о питье вина, разбавленного водой, упускают из виду, что это воду дезинфицировали вином, а не наоборот: вода была, а кое-где и остается дороже вина. Короче, выставка воспитывает у зрителя хороший вкус, а за это не жаль и выпить.

Затоваренная стеклотара

В бывшем здании Музея частных коллекций на Волхонке, где разместится вновь созданный отдел новейшего западного искусства ГМИИ им. Пушкина, открылась выставка "Осторожно: стекло". На ней представлены произведения современных художников, сделанные на острове Мурано из знаменитого венецианского стекла.

Случился стык - авангардных художников с традиционной технологией. Это как если в наш Палех или Гжель пригласить продвинутых мастеров contemporary art’a и посмотреть, что получится. Ситуация в Мурано с начала ХХ века была примерно та же: уникальное производство на "стеклянном острове" Венеции находилось в кризисе. То, что считалось национальной традицией, было по сути воспроизводством устаревших образцов XIX века.

При этом Пикассо, Шагал, Брак, Корбюзье не брезговали делать эскизы для подобных производств, в результате чего появлялись выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства. Вообще соединение ремесла с художественным творчеством - в духе современного искусства. На выставке "Осторожно: стекло" в ГМИИ мы и видим результат этого еще не совсем привычного для нас союза. Представлены абстрактные, по большей части, работы дюжины художников из восьми стран. Среди них три русских художника - Никита Алексеев, Сергей Мироненко, Андрей Филиппов, которые в прошлом году непосредственно реализовали в Мурано свои проекты. Кроме их работ, особое внимание привлекает к себе Мария Казун, ливанская художница, которая живет на выставке внутри собственной инсталляции.

"Думать в стекле" оказывается увлекательным и креативным занятием. Технология средневекового производства словно создана для современного художественного языка. Не случайна близость Мурано к эпицентру новейшей творческой мысли - венецианскому биеннале современного искусства. Для нашего же зрителя это первый случай изумиться неожиданности достигнутых результатов. "Шагающие яйца" бельгийца Куна Ванмехелена - в духе создаваемой им "глобальной курицы", которая, возможно, одна и переживет птичий грипп. Алхимические практики Никиты Алексеева находят в искусстве стеклодува адекватное применение: тут и восемь благородных добродетелей в виде стеклянных шаров, и райские сферы, усеянные птичками. "Хорошо ориентированный череп" Андрея Филиппова с вделанным в темечко компасом - неплохое приспособление для туриста в вечность.

На острове Мурано, который можно обойти за час, - более семидесяти фабрик стекла. Это не считая музея и международной школы стекла. Туда выселили стекольщиков из Венеции из-за постоянных пожаров, которые они устраивали. И вот тысячу лет кряду они упражняются в старинном ремесле. В середине XV века здесь создали хрусталь. На Мурано даже застой длится с конца XVIII века. Если бы не альянс с актуальным искусством, спровоцированный Пегги Гуггенхайм в начале 1950-х, он так бы и длился до сих пор. Так что посетители выставки в ГМИИ не увидят традиционных муранских люстр, зеркал, ваз и стаканов, крылатых львов и шаров "с тысячью цветов". Тем, кому их застой - наше заветное будущее, придется немного потерпеть.

Соблазны русского взгляда

Залповый огонь открывающихся выставок "Фотобиеннале-2006" начался с Музея архитектуры на Воздвиженке и с центра искусств на Неглинке.

В первом - геометрические штудии изощренных и уставших от собственной культуры французов сочетаются с горячими фиксациями взглядов наших парней, будь то встретившийся с Азией загадочный Владимир Греви, под коим псевдонимом ищут чуть ли не самого Сергея Ястржембского, или неистовый Владимир Мишуков, обнаруживший в нынешней Франции одни только помойки.

Гуляя на открытии по залам Муара, я только и слышал со всех сторон: "Дойди до последнего зала, там тако-о-о-е!" Этим "таким" и оказалась выставка Мишукова "Шарлеруа, Туркуан". С одной стороны - захламленные натюрморты городских отхожих мест Франции. С другой - подстриженные газоны, освещенные боковым европейским солнцем, обманки текстов на стенах и прочие прекрасности стиля. Так что мимо Мишукова действительно не пройдешь. И не только потому, что экспозиция в Муаре им заканчивается, а потому что - хорошо.

Точно так же не пройдешь мимо выставки "Дикие фрукты" красавицы Юлии Бочковой на Неглинке. В предисловии к ее альбому матерая Ольга Свиблова называет экспозицию невинной игрой телесности, в которой автор, как сущий ребенок, не имеет табу, смешивая природное с человеческим. В двух словах: на огромных фотографиях изображены вагины - апельсиновые, баклажановые, персиковые и так далее. Чего тут скажешь - это производит впечатление. Заодно заставляя задуматься, какие еще сюрпризы сулит нам фотобиеннале, одной из тем которой заявлен именно соблазн.



Источник: ВЗГЛЯД Деловая газета

Copyright © 2010 by florencia.narod.ru При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.

  Города  

Анкона

Аоста

Ареццо

Бари

Болонья

Больцано

Брешия

Венеция

Милан

Неаполь

Рим

Римини

Сицилия

Турин

Флоренция

 

Рейтинг

 

 
Сайт управляется системой uCoz