Информация  

На главную

История

География

Праздники

Кухня

Обычаи

Футбол

На экскурсию

Курорты II

Статьи

Виза

Валюта

Шоппинг II

Таможня

Транспорт

 

Интересно



 

 

И т а л и я

Одна из самых удивительных и привлекательных стран Европы,
которая притягивает туристов всего мира!

Лучо-Потрошитель

 

Выставка Фирменный знак художника Лучо Фонтаны – рассеченный ножом холст. Этот нехитрый прием предвосхитил искусство компьютерной эры и вернул Италии место среди лидеров современной культуры.

Выставка итальянского художника, скульптора и философа Лучо Фонтаны «Поэтика пространства: между замыслом и изображением» открылась на третьем этаже петербургского Мраморного дворца в первые дни весны и продлится до майских праздников. Проект проходит в рамках сериала «Мастера европейского авангарда» и, казалось бы, обречен на внимание публики. Итальянец Лучо Фонтана – несомненный «титан модернизма», один из тех, без кого не существует искусства ХХ века. Он давно и прочно оккупировал верхние строчки аукционных рейтингов Christie’s, его философские трактаты разобраны на цитаты, живопись и скульптура Фонтаны входят в основные коллекции Музея Гуггенхайма и Центра Помпиду, а буквально за несколько дней до открытия выставки в Мраморном закончился большой проект с участием работ Фонтаны в лондонской галерее Тate Modern.

Между тем петербургская выставка большого шума пока не наделала. И это вполне объяснимо. Абстракции Лучо Фонтаны – как раз тот род искусства, о котором в СССР говорили очень редко и почти всегда резко ругательно.

Тридцать с лишним работ приехали в Петербург из Италии, где к северу от Вероны находится Музей современного искусства Тренто и Роверетто. Молодой, частный и очень активный, этот музей известен в профессиональной среде не столько большой коллекцией нового искусства, сколько своим огромным зданием под стеклянной крышей – в конце 1980-х его выстроил классик современной западной архитектуры Марио Ботта, прославившийся реконструкцией театра Ла Скала. Год назад этот музей уже отметился в Санкт-Петербурге – в феврале 2005 года в Николаевском зале Эрмитажа выставляли обширную итальянскую ретроспективу. От футуристов к неоклассике, а оттуда – к абстракции. Лучо Фонтана на той выставке тоже присутствовал, но в жанровом многообразии как-то терялся. Его работы действительно всегда лучше смотреть отдельно.

 Показательный факт: по размеру страховки нынешний проект первенствует среди выставок, когда-либо проходивших в Мраморном дворце, – позади остались и Энди Уорхол, и Йозеф Бойс. Организация целиком оплачена итальянцами, это отчасти жест благодарности. Не так давно в Тренто и Роверетто привозили наш авангард и агитационный фарфор, и нынешнюю выставку можно назвать симметричным ответом. Благо, по гамбургскому счету западных кураторов, Лучо Фонтана – примерно та же весовая категория.

Кто же он такой?

История Лучо Фонтаны стереотипна – искусство ХХ века изобилует такими яркими, но в чем-то очень похожими биографиями. Сын и внук художника, фронтовик первой мировой, ровесник века и одногодок Хемингуэя, Фонтана – один из «потерянного поколения» и человек, заставший пик эпохи западного авангарда. Как Пикассо, Макс Эрнст и Шагал, Лучо Фонтана был «гражданином мира» (появился на свет в Аргентине, ребенком вернулся в Италию, потом бежал в Южную Америку от фашистов и долгие годы скитался между Старым и Новым Светом). Как Василий Кандинский, он считал свое искусство лишь частью чего-то большего, оставил множество трактатов и манифестов и был не только художником и скульптором, но и философом, и теоретиком. Наконец, как Малевич и Уорхол, он работал в самых разнообразных жанрах и техниках, но в культурной памяти человечества Фонтана-художник отпечатался одним-единственным визуальным образом-штампом.

Простой монохромный холст, рассеченный вертикальными ножевыми разрезами в одном или нескольких местах, – этот прием в первую очередь ассоциируется с именем Лучо Фонтаны. На выставке в Мраморном дворце под его «фирменные» работы отвели целый зал. Хотя Фонтана начинал как вполне консервативный мастер, для всего мира он – именно тот, кто разрезал картину. 

Не все так просто

Первая трактовка работ Фонтаны предсказуема и ошибочна: мы имеем дело с очередным художником-анархистом, решившим вспороть брюхо картине в ее традиционном понимании. В конце концов, изобразительное искусство ХХ века соткано из подобных опытов. Сто лет мастера авангарда третировали живопись всеми возможными способами. Пабло Пикассо взломал закон перспективы – и появился кубизм. Казимир Малевич целенаправленно довел живопись до самоубийства – и после его «Черного квадрата» изобразительное искусство, по сути, начало жить заново. Американец Джексон Поллок писал холсты, разбрызгивая по ним автомобильную краску и грязь, а бельгиец Ив Кляйн рисовал обнаженными телами натурщиц – и их «живопись действия» была скорее перформансом. Уже после Фонтаны сенсацию в галерейном мире произвели минималистские абстракции японца Шодзо Шимамото – его испещренные пунктирами и дырочками работы сейчас представляются почти двойниками картин и объектов Фонтаны. Кажется, что и Лучо Фонтана застолбил за собой грядку на просторном поле левацких художественных экспериментов. На самом деле не все так просто.

Жанр, изобретенный Фантаной, называется спациализм, от итальянского spazio – «пространство», «объем». Правда, самому мастеру больше нравилось американское звучание этого термина. По-английски space значит «космос».

Фонтана прошел консервативную выучку миланской Академии изящных искусств Брера. Яркий, ровный и живой цвет его рассеченных холстов – кивок в сторону Византии. Рубленая и прямоугольная структура некоторых других работ – почти конструктивизм. На выставке в Мраморном дворце особенно много вещей, выдержанных в одной стилистике, – небольшое поле, по нему быстрая россыпь блестящих цветных камушков. Этот прием – из великой итальянской архитектуры барокко. Оттуда же – крабы из венецианского стекла, выставленные в конце экспозиции. В общем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что Лучо Фонтана – очень традиционный художник.

Спациализм: в поисках  четвертого измерения

Почти все работы Лучо Фонтаны имеют одно и то же название – concetto spaziale, в приблизительном переводе на русский это звучит как «пространственный концепт» или «пространственное представление». В последние 20 лет жизни Лучо Фонтана называл так почти все свои работы – и скульптуру, и живопись, и объекты. Понятно, что Фонтана не запутывал зрителей специально, просто абсолютно все его вещи так или иначе решали одну задачу – добавляли картине новую плоскость, одновременно переводя ее в новый разряд искусства, где она становилась объемным объектом.

Жанр, изобретенный Фонтаной, называется  спациализм – от итальянского spazio – «пространство», «объем». Правда, самому мастеру больше нравилось американское звучание этого термина. Ведь по-английски space – «космос». «Я всегда считал себя первооткрывателем, и поэтому многие не могут понять, о чем говорят мои вещи, для чего они сделаны. Дыры, разрезы, отверстия – это мои открытия. В сущности, я освободил искусство. Вывел живопись из узких рамок картины, дал ей другую глубину, новое измерение. Только дураки думали, что я резал холст, потому что хотел уничтожить картину», – в одном интервью Лучо Фонтана, по сути, подвел итог своим главным опытам в сфере искусства. Внимательный зритель заметит – дырочки и разрезы на холстах Фонтаны выходят на черный фон: он специально подклеивал бархатные полоски к подрамникам. Метафора понятна: из рваных отверстий на зрителя будто смотрит звездная бесконечность. 

 Свои самые известные вещи с дырками и разрезами Лучо Фонтана сделал в пределах двух десятилетий. Рассекать холсты ножом начал в 1949-м, а за несколько лет до смерти перешел к философской серии «Конец бога» – вещи этого рода представляют собой розовые яйца из картона, испещренные дырками. На выставке есть самая известная работа из этой серии – сегодня искусствоведы трактуют ее как пророчество «постмодернистского видения», в котором поле единой прежде культуры заменяет нагромождение множества независимых дискурсов. Но вряд ли в 1950-х Фонтана задумывался о чем-то похожем: то было время безраздельного научного оптимизма, когда главной звездой был Эйнштейн, а весь мир грезил о мирном атоме. Фонтана не случайно называл себя «живописным исследователем». Он – лирик, говоривший о физике, и сейчас кажется, что он нашел бы общий язык с нашими шестидесятниками.

Соавтор итальянского чуда

В 1966 году Лучо Фонтана стал победителем венецианской Биеннале, вместе с итальянским архитектором Карло Скарпой. На конкурс коллеги представили пространственный концепт «Ожидание» – овальный белый зал, уставленный холстами, внутри которого почти исчезало привычное чувство пространства и времени. Здесь главную роль сыграли даже не разрезы и форма конструкции, а игра с цветом и светом, которой оба итальянца занимались в течение нескольких десятилетий. Во второй половине 1960-х стиль Лучо Фонтаны стремительно набирал обороты. На той же Биеннале много говорили о проекте японца Аи-О – он выстроил в Венеции разноцветные гудящие сооружения со щелями, в которые зритель должен был просовывать руки.

После триумфа Фонтаны на Биеннале его мотивы разобрали на цитаты не только художники, но и дизайнеры. На выставке в Мраморном дворце есть несколько серых листов, проколотых долотом, – в 1970-е дырявая облицовочная плитка из гипсокартона оккупировала стены всех офисов по обе стороны железного занавеса. А еще Фонтана придумал крученые стеклянные трубки-лампы – в наше время такие неоновые светильники в стиле хай-тек можно найти едва ли не в каждом ночном клубе. Пространственный стиль, некогда бывший лишь спорным течением искусства, давно вошел в число излюбленных приемов дизайна.

Если говорить тезисно, заслуга Лучо Фонтаны перед Италией почти неоценима. Он сделал то же, что за полвека до него совершили футуристы, – вытащил Италию из ямы художественного захолустья, куда ее в свое время столкнули десятилетия фашистского «большого стиля» и послевоенная разруха. А перед смертью Фонтана стал крестным отцом движения Arte Povera – раскрученное куратором Джермано Челантом «бедное искусство» стало самой важной темой в культуре 1970-х. Дизайн, современное искусство, мода, даже авангардная музыка… Фонтана был одним из тех, кто заставил мир признать: на Аппенинах есть не только Рафаэль, Колизей и Венеция. 

В глобальном масштабе у этого человека тоже есть свои заслуги, особенно заметные в компьютерную эпоху. Когда-то Фонтана изображал бесконечность Вселенной при помощи черного клочка бархата, пытался найти четвертое измерение, пусть сейчас это и выглядит наивно. А сегодня Голливуд зарабатывает на спецэффектах многие миллионы, кинопространство можно выгнуть в любую фигуру. В общем, игра Фонтаны продолжается, его искусство – то самое яйцо, из которого вышел силиконовый стиль «Матрицы».



Источник: ЭКСПЕРТonline

Copyright © 2010 by florencia.narod.ru При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.

  Города  

Анкона

Аоста

Ареццо

Бари

Болонья

Больцано

Брешия

Венеция

Милан

Неаполь

Рим

Римини

Сицилия

Турин

Флоренция

 

Рейтинг

 

 
Сайт управляется системой uCoz